7 главных правил — как бизнесу пережить кризис 2020

Увы, это случилось. Глобальный кризис, о котором экономисты говорили весь предыдущий год и предрекали его наступление в 2021 году, случился именно сейчас. Да еще и в комплексе с коронавирусом! Такой крутой замес даже мы, закаленные россияне, еще не переживали. Видимо, кризисы 2008 и 2014 годов покажутся нам детскими шалостями.

Отличия нынешнего от предыдущих:

  • уже накоплен определенный опыт преодоления таких турбулентностей и ежедневные вести о падении курса рубля не вызывают паники — мы “такое” переживали неоднократно;
  • но! у населения и экономики отсутствует “подкожный жирок” — стагнация и падение реальных доходов в течение последних лет  с одновременным нежеланием снижать уровень жизни стимулировали закредитованность и отсутствие “подушки безопасности”;
  • главное — коронавирус. Если наши доблестные правители решатся объявить всеобщий, жесткий карантин в стране, это означает резкое снижение спроса на основные группы потребительских товаров (кроме продовольствия), повсеместный переход на дистанционный режим работы, снижение доходов и рост безработицы среди тех, чья деятельность не может быть переведена в онлайн. Если карантинных мер не будет принято — сценарий тот же, но растянутый по времени.  А еще — тысячи напрасных жертв, которых можно было избежать.

Невеселые вводные для ведения бизнеса — не правда ли?

Но любой кризис — это стимул к изменениям: меняются входные параметры деятельности, значит, надо менять схему работы и пересматривать стратегию. Цель — как минимум остаться на той же позиции, а, как максимум, перейти на уровень выше. Это вполне реально — многие бизнесы разорятся и ниши будут свободны.

В особенной зоне риска находится малый бизнес, он наиболее уязвим, и его судьба зависит от того, как поведет себя хозяин в ближайшие месяцы и недели. 

Срочные меры

Давайте разберемся, какие срочные меры надо принять, чтобы обезопасить бизнес от фатальных потерь и обеспечить достаточный уровень прочности.

  1. Немедленно усилить систему продаж. Повышение ее эффективности — залог безопасности и развития. 
  2. Пересмотреть и доработать программу лояльности для клиентов, внедрить новую акционную программу, новые каналы привлечения и удержания клиентов.
  3. Провести санацию коллектива — это не обязательно про сокращение, это про оздоровление. Иногда достаточно заменить всего одного неэффективного сотрудника.  Пересмотреть обязанности, систему нормативов и поощрений.
  4. Ни в коем случае не сокращать бюджет на рекламу! Оптимизировать — да, найти современные работающие формы и каналы продвижения, выйти на новые сегменты целевой аудитории, уточнить ее потребности в кризисный период — да. Иначе — вашу компанию забудут, а это путь к уничтожению.
  5. Повысить качество сервиса. Целенаправленно внедрять стандарты обслуживания, значительно превосходящие  заниженные “постсоветские”. Человечность и радушие будут вас выгодно отличать и привлекать новых клиентов: в тяжелые времена всем хочется быть утешанными, а не “облаянными”. 
  6. Доставка в условиях эпидемии — наше все! Надо учесть грядущий отказ разумного большинства от “гуляний” по торговым центрам, большим магазинам и ярмаркам. Чем быстрей вы освоите этот способ взаимодействия с клиентами, тем больше у вас прибавиться новых фанатов.
  7. Отличаться от большинства. Это не совсем “кризисный” совет, к этому надо стремиться постоянно. Но особенно заметным будет влияние этого фактора при освоении  новых ниш, освободившихся в кризис, и свежих сегментов клиентской базы.

А сейчас — внимание — самое главное! Всего один маркетинговый инструмент может значительно улучшить перспективы бизнеса в кризис и привлечь новых клиентов. Какой? Это чат-бот в мессенджерах

Чем поможет чат-бот

Сейчас расскажу по пунктам, как он поможет вашему бизнесу выжить в кризис. 

  1. Про усиление системы продаж. Когда ваши конкуренты отправляют своих сотрудников на карантин, когда клиент не может дозвониться, чтобы сделать заказ — чат-бот готов в любое время суток моментально оформить заказ или ответить на вопросы.
  2.  Про систему лояльности клиентов. Человек, попавший в базу чат-бота один раз, остается там навсегда. И теперь ему можно направлять в мессенджере информацию об акциях и скидках, различные полезности и напоминания. И выстраивать таким образом теплые, доверительные отношения. Главное — делать это тактично и не надоедать. Открываемость сообщений в мессенджере — 95-98%, а не 2-3% как в email, который надо еще получить)
  3. Про санацию коллектива. Один эффективный чат-бот может облегчить работу и сократить трудозатраты сразу нескольких сотрудников: это служба поддержки или колл-центр, менеджер по продажам, секретарь, даже  HR-специалист. Не обязательно их сокращать, но существенно пересмотреть обязанности в связи с введением новой “рабочей силы” в виде чат-бота вполне реально.
  4. Про бюджет на рекламу. Цена клика при ведении рекламной кампании на чат-бота снижается в разы. У нас в практике — до 33 копеек за клик в конкурентной нише. Даже разовые затраты на изготовление чат-бота можно осуществить за счет перераспределения рекламного бюджета с неэффективных статей на более современные и действенные. Затем — чат-бот минимизирует расходы на рекламу с ростом продаж. 

Вот пример. основанный на среднестатистических данных открываемости и кликабельности.

Возьмем два условных интернет-магазина “Лапы” и “Хвосты”. Номенклатура товара, рекламная компания и целевая аудитория аналогичны, но первый магазин привлекает покупателей по-старинке,  через email — рассылку, а второй внедрил чат-бота. 

Разница — в 234,3 РАЗА! Считаем дальше. 

Какой профит получит каждый магазин при заданных условиях рекламной кампании и среднем чеке 18 тысяч рублей?

Итого — продвинутый магазин “Хвосты” получает  выручку больше в 69,6 РАЗ!

Выводы делайте сами.

5. Про качество сервиса. Как думаете, повысит качество сервиса вашего бизнеса и уровень лояльности клиентов чат-бот, обладающий своим характером, отвечающий на вопросы моментально, четко и лаконично, принимающий заказы в любое время суток? Когда не надо ждать связи с оператором, чтобы получить туманную консультацию невоспитанной девочки? 

Конечно, так происходит только в том случае, если интерфейс, логика чат-бота и его тексты продуманы до мелочей и составлены профессионалом. Иначе — горечь разочарования…

6. Про доставку. Прием заказов дистанционно — одна из любимых и самых распространенных функций чат-ботов. Осуществляется в мессенджере легко и просто, можно добавить сразу блок оплаты там же, не выходя в сторонние сервисы. 

7. Про отличие от конкурентов. Чат-боты, несмотря на доказанную эффективность, еще обладают  “вау-эффектом” для большинства пользователей. Да и само нахождение чат-бота в телефонной книге, рядом с контактами родных и знакомых, обеспечивает моментальное прохождение теста “свой-чужой” и выделение компании из огромного большинства подобных. 

Теперь вы знаете про эффективный и интересный инструмент, недооцененный пока на российском рынке. Естественно, это не панацея от всех болезней,  в том числе, от коронавируса. Но это прекрасное комплиментарное средство, которое можно встроить в существующую систему маркетинга и значительно укрепить свои позиции в кризисный период.

Рассмотрите внедрение чат-бота как антикризисную меру “первой помощи” и обеспечьте своему бизнесу развитие и рост на  фоне всеобщего спада и разорения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *